Католицизм (католичество, от греч. «Всеобщий»; впервые по отношению к церкви термин применён около 110 г. в письме святого Игнация к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) — основная (по числу приверженцев — более 1 млрд.) ветвь христианства, сформировалась после Великой схизмы 1054 и раскола 1274. Девиз католицизма: «Quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» («Что признаётся повсюду, всегда и всеми»).
Главным течением католицизма является римский католицизм латинского обряда. Главой Римско-католической церкви является римский папа, возглавляющий государство-город Ватикан в Риме. Классификационное положение апостольских и либеральных католиков не определено — разные религиоведы относят их к неримскому католицизму, маргинальному католицизму, пятидесятникам или к синкретическому движению «Новый век».
Римско-католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2004 год, в мире насчитывалось 1086 млрд. католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии и Африке, в то время как в Европе число католиков постепенно уменьшается.
Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия и Мальта). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.
В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.
В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть в Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»).
На Ближнем Востоке много католиков в Ливане.
В Африке проживают около 115 миллионов католиков.
До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн. католиков (в основном в Царстве Польском). В современной России (2005) существует около 300 приходов Римско-католической церкви, которые объединяют более 500 тыс. верующих.
Грекокатолицизм распространён собственно среди греков, а также албанцев, грузинов, болгаров, русских, белорусов, хорватов, словаков, венгров, румынов, украинцев, подкарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США.
Помимо Библии и Священного предания, которое, в отличие от православия, включает в себя постановления Вселенских Соборов, вероучение базируется на Катехизисе, огромную роль играет также «Кодекс канонического права». Среди таинств практикуются все семь: крещение, брак, конфирмация, евхаристия, исповедь, миропомазание больных и рукоположение (хиротония). Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов чел. практикуют амвросианский обряд, в котором есть ряд отличий от традиционной литургии.
Основные черты
Филиокве Филиокве (лат. filioque — и от сына) — добавление, сделанное в VII веке западно-христианской (католической) церковью к христианскому «Символу веры» IV веке, в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Православная церковь не приняла филиокве, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей;
Непорочное зачатие Девы Марии и догмат о её телесном вознесении;
чистилище;
широкое почитание Девы Марии;
почитание мучеников, святых и блаженых при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу и почитанием святых;
вера в спасение через веру и Церковь;
централизованность церковной организации в отличии от автокефальности православных поместных церквей и утверждение первенства Римского епископа как преемника апостола Петра ;
безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого;
учение, в отличие от православия, о спасительно-действенной функции таинств;
нерасторжимость таинства брака;
Целибат Целибат — обет безбрачия католического духовенства.
Считается, что обет безбрачия как таковой был популярен в разных церквях Запада и Востока, но документов, подтверждающих широкую распространённость этой практики, до нас не дошло (кроме разве что библейских слов апостола Павла о том, что супружеские отношения неизбежно нарушают душевную цельность человека, побуждая его угождать скорее жене, чем Господу).
Целибат был узаконен на Западе в эпоху папы Григория Великого (590—604), а на Востоке — Трулльским собором (692), но утвердился де-факто только к XII веку (в папство Григория VII).
В наши дни в Римско-Католической церкви целибат распространяется на всех священнослужителей (но не на церковнослужителей) и предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке. Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые после посвящения в сан. Англичане и практически все протестанты отдают предпочтение женатым священникам.
В православии брак допускается, если его заключение предшествует посвящению в дьяконский и священнический сан. Но всё же кандидатов в епископы избирают исключительно из числа монашествующих или безбрачных священников. Восточные униатские церкви в большей степени приближаются к идеалу безбрачия, которому следует Римско-Католическая церковь.
Обязательность целибата в настоящий момент — предмет активных дискуссий, так как многочисленные исследования, проведённые среди католических священников, говорят о том, что большинство из них имеют различные психологические проблемы, связанные с обетом. В США и в Западной Европе многие католики склоняются к одобрению, как института женатого духовенства, так и рукоположения женщин. Папа Иоанн Павел II решительно высказывался против проведения обеих этих реформ.
крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;
совершение миропомазания, как правило, епископом;
употребление при евхаристии пресного хлеба, а не квасного
подчеркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;
крестное знамение слева направо, а не справа налево как в православии;
многочисленные монашеские ордена.